Туристы из Индии и Китая, сотрудничество с ретейлерами и рестораторами, работа с негативом — за счет чего собираются выживать традиционные гостиничные сети
Последние пять лет мировая индустрия гостеприимства живет по суровым законам sharing-экономики. По прогнозам футурологов, турист ближайшего будущего — это человек мира, путешествующий больше семи раз в год, умеющий даже в высокий сезон находить дешевые билеты и не собирающийся платить гостиничным цепочкам ни цента «за статус». Все, что ему нужно, — кровать, быстрый интернет и ванная. Казалось бы, так называемые классические брендированные отели уже должны заказать себе заупокойную мессу. Ничего подобного: они убеждены, что не только выживут, но даже переиграют всех этих «конкурентов с букинга».
Однажды туристические поездки перестали восприниматься как статусное потребление, и мир действительно получил нового туриста. Он открывал двери кодами из планшета, выбирал жилье на основе отзывов социальных сетях, а старые гранд-отели считал развлечением для миллиардеров на пенсии. Лоукостеры и бум онлайн-сервисов бронирования поддавали жару: билеты по €10 и жилье по €20 позволили перемещаться по планете даже тем, кто еще вчера не мог об этом даже мечтать. Мало того, все эти процессы в западном мире происходили одновременно со сменой потребительской модели в целом — впечатления вместо покупок. Демонстративное потребление стало настолько моветоном, что на авансцену вышли клиенты, демонстративно бренды презирающие: жены миллионеров появлялись на приемах с сумками, сшитыми жителями Санта-Клары, Пунта-Каны или Кабула.
По данным исследования YouGov и Priority Pass™ (ведущая международная программа доступа в бизнес-залы аэропортов), в котором участвовали 10 000 респондентов из девяти стран, включая Россию, люди сегодня вообще больше всего ценят совместные впечатления и, в частности, путешествия. Исследователи убеждены, что впечатления останутся в приоритете даже во времена экономического спада, а запрос «на эмоции» растет не только у людей с высоким доходом.
Особенно любят тратить деньги на впечатления миллениалы: в ближайшие десять лет, когда покупательная способность этого поколения достигнет пика, в сегменте ожидается и резкое повышение трат. На вопрос, как бы они потратили $320, полученных в подарок, почти четверть опрошенных (23%) ответили, что вложили бы их в поездку, а 13% выбрали организацию ужина с друзьями и семьей. Среди россиян также самым популярным выбором была короткая поездка куда-либо (18%).
2019-й станет годом инноваций и в прямом и переносном смысле перевернет индустрию гостеприимства, причем еще на стадии планирования поездок. Путешествия — от Японии до Канады и от Норвегии до Индии — действительно становятся все более персонифицированными и короткими. Отслеживание предложений авиакомпаний в режиме реального времени, совместная аренда автомобилей, экскурсии и советы «от местных» при максимальном внимании к другим людям и окружающей среде. Казалось бы, путешественники стали настолько другими, что «классические» гостиничные сети если не падут, то здорово пошатнутся. Но не все так просто.
Несмотря ни на что, инвесторы продолжают вкладываться в привычные отели. По данным JLL (в рамках исследования проанализированы рынки стран бывшего СССР и Монголии), в России в 2018 году зафиксирован рост ввода брендированных гостиниц в 1,5 раза — до 5700 номеров. Показатель назвали в компании рекордным. На второе место по объему новых брендированных гостиниц в регионе вышла Грузия, на третье — Украина, следом идет Армения. Лидер среди городов — Москва (более 1700). На 2019 год операторы также заявляют примерно 8000 номеров, при этом вклад России в этот объем значительно сократится и составит менее 3800 номеров.
Хотя, по оценкам Airbnb, самыми популярными для путешествий остаются западные страны (США, Франция, Италия, Испания и Великобритания), в компании давно наблюдают усиление спроса на страны Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Высокий спрос на самые популярные туристические направления, например Амстердам, Барселону и Венецию, остается одной из самых серьезных проблем устойчивого туризма.
Впрочем, туристы все чаще готовы выбирать новые страны и стиль поездок. Это особенно заметно на примере Грузии, переживающей в последние семь лет небывалый наплыв туристов и инвестиционный бум строительства брендированных отелей. Помимо открытия четырех новых отелей в Тбилиси, бренды, по данным JLL, также зашли на рынки региональных городов Грузии: Шекветели (Autograph Collection by Marriott), Саирме (Best Western). Это означает только одно: как на старых, так и на относительно новых для массового туриста направлениях гости по-прежнему хотят гарантии стандартов сервиса и комфорта, которые пока лучше всего могут обеспечить брендированные гостиничные проекты.
Azimut Hotels открывает гостиницы в самых разных и иногда недооцененных регионах России: Суздале, Переславле-Залесском, Нальчике, Кемерове, Кызыле, Мирном. Путешественники из России, которые помнят советский гостиничный фонд, и другие туристы получают стандартизированное по всей стране качество проживания.
Число международных туристов в 2017 году выросло до более чем 1,3 млрд, и Всемирная туристская организация прогнозирует продолжение прироста на 3,3% ежегодно вплоть до 2030 года. Тогда количество путешественников, отправляющихся за границу, достигнет 1,8 млрд. Жители стран с развитой экономикой имеют возможность путешествовать от рождения до глубокой старости; в ближайшие 12 лет поток туристов будет на 70% состоять из них. Но растущие доходы и финансовые возможности граждан БРИКС (в первую очередь Китая и Индии — как минимум ввиду их высокой населенности) делают их самыми заметными новыми группами туристов во всем мире.
Так вот: «обычные» отели в эпоху шеринг-экономики не только сохранятся, но и останутся на коне как минимум потому, что большинство из них последние несколько лет занимаются именно освоением «дружелюбных» программ — China Friendly, India Friendly и Halal Friendly. Да, туризм уберизировался как никогда. Самые перспективные мировые туристические рынки: китайский, индийский и то, что в индустрии гостеприимства проходит под условным обозначением «арабский». Параллельно с пакетными турами активно осваивают индивидуальные поездки. Отели теперь еще и «в связке» с ретейлерами и рестораторами: первые нанимают продавцов-консультантов со знанием языков гостей и вводят комфортные для гостей платежные системы, вторые проходят сертификацию по «дружелюбным» программам и вводят национальные блюда в стандартный буфет на завтрак.
Туристы из любых стран будут все чаще предпочитать прямое бронирование, однако они же остаются верными «проверенным», учитывающим все их потребности отелям. Нельзя недооценивать и потенциал социальных сетей, который «классические» отельеры уже сейчас используют на всю катушку, выкладывая на своих официальных страницах не только привычные глянцевые фотографии из портфолио объекта, но и «живые» фотографии постояльцев и отзывы, в том числе негативные. Умение отрабатывать негатив вообще становится одним из ключевых преимуществ профессиональных отельеров в эпоху впечатлительной шеринг-экономики: многие компании, понимая важность проблемы, теперь содержат для этого целый отдел.
Да, старой-доброй модели путешествий (той, которую мы знали до начала десятых годов) приходит конец. В новую эру со снижением значимости брендов в целом, желанием гостей «пожить как местные», приобрести уникальные впечатления, распространением информации со скоростью звука и «гидами-соседями» принцип «дорого — значит хорошо» больше не работает: гость предъявляет к любым средствам размещения небывало высокие требования. И именно их удовлетворением — при сохранении ценных для путешественников надежности и узнаваемости бренда, а также специальных предложений и кастомизированных акций — и будут в ближайшие годы заниматься гостиницы будущего. Разумеется, те, которые вообще захотят в это будущее попасть.